02.05.2024

Два слова

При исследовании простых вещей получается разбудить полезные мысли, которые доставляют приятное удовольствие и радость понимания тонкостей, невидимых сразу, с набегу и в лоб. От простого к сложному – известный и надежный путь. Последуем ему и мы, дабы не искушаться слепым повторением громкого.Поразмышляем о всего лишь о двух словах.

Искусственная. Ель.

Первое слово: ель. Существительное. Живое растение, которое связано с биосферой. По причине этой связанности елка имеет корни, иголки и пр. Ей нужна вода, почва, воздух – словом, определенные условия. Благодаря среде, связанности — ель растет, проявляя то, что Гете в свое время назвал интеллехией, разумной силой.

Мы говорили о корневых словах. Каков круг корневых слов елки? Что при ходит в голову: растет, пахнет, колючая, высокая и пр. А еще? Да, конечно же, связки-образы, а не только одиночные слова: припорошена снегом, ветер гудит в ветвях. Даже ароматный дым и треск в костре еловых веток. Гроздья шишек. И птицы. И капли смолы. И возможно — и по этой причине по особенному важно – с елью связаны истории из нашей жизни. Поход в тайгу, лес. Ночевка в лесу. Ночь и ветер в кронах. И еще множество, множество деталей, которые образуют и связывают образ ели.

Ель здесь – существенное. Прилагательные подстраиваются к ней, получается органичный образ: высокая, мощная, мохнатая, колючая и пр. Пока мы говорим на языке ее коревого круга (пока так назовем) – ель останется елью. Даже если ее образ будет претерпевать какие-то изменения, связанные с влиянием ассоциативного опыта читателя, ель останется елью. Она может стать маленькой елочкой, может старой елью и пр. – но она останется существительным.

Второе слово: искусственная. Прилагательное. Искусственное – не живое. Механическое. Сделанное человеком, связанное с техносферой и социальной сферой. Утилитарное, предназначенная для употребления. Не зависящее от биосферы напрямую, часто – влияющая на нее, разрушающее. Ее целесообразность исключительно связана с поведенческими стереотипами и установками. Корневой круг: изделие, конструкция из деталей, прикладное, управляемое, используемое, неживое, изобретенное для чего-то конкретного. Постоянно направленное на выполнение некой одной функции. Не-самостоятельное (как бы не пиарили ее конструкторы), манипулятивное, принадлежащее человеку. Плоское и примитивное – в плане смыслов, которые связаны с ней. Нацеленное на редуктивный «контакт» с человеком, т.е. на уровне его частностей.

А теперь внимание. Совместим первое и второе слово. Получим: «искусственная» «ель». Произойдет процесс, незаметный, но в своей незаметности показательный. Чтобы его проявить, зададимся вопросом: что здесь существительное, что здесь прилагательное? Внешне и быстро правильный ответ «искусственная» — прилагательное, «ель» — существительное – ложный. Но если посмотреть на конструкцию из крашенной фольги и проволоки, обвешенную гирляндами и игрушками – чтобы понять, что «ель» стала прилагательным, а «искусственная» — существительным. От ели и ее корневого круга здесь ничего не осталось! Считаться существительным после этого она может лишь с формальной натяжкой и совершенно для манипулятивных целей. По сути, правильно говорить нечто вроде «еловая искусска», «фольгированая цветная намотка проволочная, которую вы должны принимать за «ель». Т.е. послание, сообщение, закодированное в «искусственной ели» — оно не является целостным. Это набор из двух никак не связанных слов – поскольку, будучи соединены, не только образуют двойственность, они порождают своего рода смысловую мумию, симулякр.

Не будем задаваться вопросом, сколько живет эта мумия? Ее вытаскивают из коробки (ее «среды») и ставят в угол комнаты на время праздников. Впрочем, задайте себе вопрос – сколько времени вы смотрите на «искусственную ель» и «живую ель»? Сколько времени вам хочется быть рядом? Живую ель можно рассматривать значительно дольше, нежели искусственную. Глаза сами различают массу оттенков, деталей, выступов и пр. В искусственной ели – мы видим крепления и пр. Задача искусственной – создать иллюзию, да и причем иллюзию фонового порядка. Не быть, а казаться. Она не главная, не существенная. Это поверхность. Декор. Панель.

Итак, прилагательное по сути стало существительным  — а существительное прилагательным. Произошло подчинение и изменение смысла. Еще один пример – фраза из новогоднего поздравления: «Подходит новый год змеи. Вернее подползает и много счастья и любви змея нам обещает». Яркий пример борьбы двух корней. Стоит внимательно рассмотреть эту фразу – чтобы увидеть особенность: управляющий корень представляется атомарным, простым и «понятным» кусочком, на основании которого «можно» сказать что-то свое. Но когда говорение происходит – скрытая основа, камешек становится фундаментом, определяющим форму здания. Управляющий корень использует подчиненный как средство, транспорт, носитель. В результате змея подчинила новый год: в нем автора ожидает счастье и любовь как обещание змеи. Они подчинены ей, а не она – им. Да и не новый год это – а приползание змеи. Новый год или новый змей? Самое удивительное – что те, кто пересылал сие поздравление, делали это искренне. Но что они делали искренне? 

Какое отношение вышесказанное имеет к внутренней речи и языку? Прямое. Речь - внутренний разговор - включает в себя точки зрения себя и другого (других). Это встреча различных корневых кругов, которые могут подчинять себе друг друга и образовывать в результате то, что можно назвать персональным языком. Возможно, в ряде случаев наш способ осознания может оперировать «искусственной елью», делая из нас Сизифа, безуспешно таскающего симулякры на гору своего сознания... 

4 0
Подписка: 1 Код *: