02.05.2024

Сны Карло

Что у куклы своего? Впрочем, когда ты слышишь это слово – «кукла», рискуешь оказаться в игрушечном магазине. В кукле бесконечность и предсказуемость странным образом слиты. Выбирать здесь смысла нет: на ярко освещенных полках ты встретишь одну куклу, цвет волос, домики и прилагаемые лошадки не в счет. Я не знаю, сколько времени ты будешь рассматривать эту картину – пока кукла будет взята (но не выбрана!), оплачена в кассе (за ней спящая царевна) перенесена в твой мир, подальше от бесконечности. Затем ты, следуя своей детской мудрости, немедленно разрисуешь ей лицо, одежду и придумаешь имя, которое обернется незатейливой историей. И улыбкой. Так кукла станет магнитом, притягивающим - на время - из тебя нечто невероятное и обыденное. Интересно, по каким твоим «игрушечным магазинам» ходит она, чтобы также взять, но не выбрать, если бы конечно, она могла бы тебе рассказать об этом. Впрочем, не рассказать – а поиграть об этом или же проиграть в это? Желание поиграть - то ли с ней, то ли в нее, то ли в себя и с собой? Но будет ли это моментом истины? Это к вопросу о влиянии куклы на человека: во что можно играть с буратино, а во что - с пинокио? А во что – с куклой автора?

Игры папы Карло: кукольность стала темой, с которой он экспериментировал в «Пиноккио»? Известная сказка – путевой дневник. Вопрос о том, рассматривал ли он куклу как человека или же человека как куклу? – ценно оставить без ответа. Возможно, именно такой вопрос побудил Папу Карло взять написать свою историю. Что кукла сделает с человеком, что человек с куклой? Зеркальные отражения друг друга. Кукла – как подобие человека? Человек – как подобие куклы? Грань незаметна, кто ее увидит? Когда человек видит в зеркале куклу и когда кукла «видит» в зеркале человека – что дальше? Впрочем, возможно речь идет о кукле и человеке, соединенных в одном существе – «деревянном человеке» Пиноккио. И тогда вся трагикомедия разворачивается вокруг того, как Пиноккио узнает себя? Для него зеркало – это встреча с изначально неподвластной ему одновременностью себя - кукло-человека? человеко-куклы? – и попыткой забыться, убежать, вырваться, проснуться.

В течении всей истории папа Карло подводит Пиноккио к зеркалам – персонажам, по сути – таким же кукло-человекам. У каждого из них свое узнавание:

«- Неблагодарный мальчишка! А я-то старался сделать из тебя приличного Деревянного Человечка!»

« - Пиноккио,  поднимись  ко  мне! - кричит Арлекин. – Иди  сюда и пади в объятия к своим деревянным братьям!»

Пиноккио не одинок на своем пути. Фея, например, проходит последовательно определенные этапы своего пути (девочка умирает, появляется женщина). С ней у Пиноккио происходит примечательный разговор:

«- Однако как вы сумели так быстро вырасти?

- Это моя тайна.

 - Научите меня - я тоже хотел бы стать немножко  больше. Разве вы не замечаете? Я все еще ростом с головку сыра.

- Ты ведь не можешь расти, - объяснила ему Фея.

- Почему?

- Потому что деревянные человечки не растут. Они являются на свет  деревянными человечками и живут и умирают тоже деревянными человечками...».

Опознавание Пиноккио (только ли его?) самого себя имеет характерную черту: оно  не является прямым следствием его усилий по «самопознанию», хотя и запускается его действиями. К тому же, «входная» и «выходная» реальность отличаются друг от друга. Например, в «ослином» эпизоде Папа Карло описывает опыт Пиноккио, который выбивается за пределы обыденности, доминирующей в сказке:

«…Когда добрая Фея увидела, что я начинаю тонуть, она немедленно послала целую стаю рыб, которые сочли меня совершенно дохлым ослом и начали меня пожирать... Они  съели мою морду, мою шею и гриву, мою кожу на ногах, мою шкуру на спине... ».

Чары сняты. Пиноккио идет дальше. Но Фитиль умирает печальной смертью говорящего животного:

«И он наклонился над осликом и спросил на ослином наречии:

-- Кто ты такой?

Услышав вопрос, умирающий ослик открыл глаза и пробормотал на том же наречии:

-- Я... Фи... и... ти... иль...

После чего он снова закрыл глаза и умер…»

Так что же тогда? Опознавание себя как пробуждение ото сна – но для этого в этом сне необходимо пройти некий путь, который связан с собиранием и нахождением того, что можно назвать традицией обратной дороги?

«…Потом он посмотрел в зеркало и не узнал себя... Во  время  всех  этих  чудесных событий, следовавших одно за другим, Пиноккио уже толком не знал, бодрствует он или спит с открытыми глазами…»

После пробуждения Пиноккио происходит нечто замечательно, но выраженное спокойным и почти бытовым языком. Пиноккио видит того, кем он был во сне:

« - А куда девался старый деревянный Пиноккио?

- Вот он стоит, - ответил Джеппетто.

И он показал  на  большую  деревянную куклу – деревянного человечка, прислоненного к стулу. Голова его была свернула набок, руки безжизненно  висели, а скрещенные ноги так сильно подогнулись, что нельзя было понять, каким образом он вообще может держаться в вертикальном положении. Пиноккио  обернулся и пристально осмотрел его…»

Интересно, откуда Пиноккио видит это?

4 0
Подписка: 1 Код *: